История детского дома
Государственное образовательное учреждение для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Либежевский детский дом "Кораблик" функционирует с 01 сентября 1996 года и расположен в г.о.г.Чкаловск
Нижегородской области в д.Кузнецово на ул.Алексеева Р.Е., д.12 в 8 км от районного центра г.Чкаловска.
Регистрационное свидетельство Устава детского дома № 2065248053275 от 25 декабря 2006 года.
Лицензия на образовательную деятельность серии А № 292750 регистрационный номер 5515 от 25 ноября 2008 года.
Либежевский детский дом "Кораблик" осуществляет воспитание, социальную защиту, медико-психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию воспитанников в возрасте от 1.5 до 18 лет, создает условия для обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За основу модели ГКОУ Либежевского детского дома «Кораблик» была взята модель, описанная в программе Каменского детского дома №1 «Воспитание семьянина в условиях детского дома».
Проживание в ГКОУ Либежевском детском доме «Кораблик» с 2007 года организовано по семейному типу. Жизнь в небольшом по количеству детей детском доме (32 человека), положительно сказывается на развитии ребенка, улучшает его психический тонус, позволяет педагогам лучше его понять, приблизиться к его проблемам, своевременно помочь, поддержать его, обеспечить наиболее мягкую адаптацию к новым условиям Семейно-родственные группы — наиболее эффективная среда в подготовке детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома.
Группы воспитанников сформированы с учетом родственных связей по принципу дружеской привязанности, психологической совместимости, состояния здоровья.
Руководствуясь основной задачей формирования родственных взаимоотношений, как часть подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни, педагогический коллектив детского дома использует все формы и виды совместной деятельности детей-родственников: трудовую, игровую, учебную, досуговую, спортивную, общественную, а также добрые традиции, рациональный режим дня, организацию самоуправления.
Содержание совместной деятельности детей-родственников отражает положительные отношения членов семьи, а формы организации направлены на развитие взаимоотношений от индивидуальных (младший и старший ребенок) к групповым и коллективным (семейные объединения). Общие интересы объединяют братьев и сестер, сплачивают и укрепляют их отношения, создают эмоциональный комфорт, атмосферу доверия и чувства взаимоценности, что так необходимо для совместного проживания.
Основные принципы и условия функционирования модели:
- Упорядоченность жизнедеятельности детского дома – соответствие содержания, объёма и характера воспитательной работы возможностям и условиям детского дома; разумное размещение во времени и пространстве всех целенаправленных воспитательных воздействий.
- Скоординированность всех воспитательных событий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, согласованность планов и действий всех коллективов и объединений детского дома, разумная организация жизни.
- Наличие сложившегося коллектива воспитанников и педагогов, живущего по своим законам, правилам, привычкам, имеющие сходные ценности и установки, но при этом сохраняющего свою индивидуальную самобытность и уникальность.
- Наличие фактического самоуправления и саморегуляции системы, позволяющей «снимать» внутренние конфликты.
- Общий психологический климат в детском доме, стиль отношений в нём, самочувствие ребёнка, педагога, сотрудника, их социальная защищенность, внутренний комфорт.
- Открытость и взаимодействие с широким социумом.
- Развивающая предметно-игровая и природная среда.
В ГКОУ Либежевском детском доме «Кораблик» созданы условия для развития практических навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства. Во всех семьях имеется необходимое оборудование для обучения детей приготовлению пищи, в том числе горячих блюд и десертов, проведению всех видов уборки, чистки ковров и мебели, стирки и утюжки белья, проведения мелкого ремонта одежды. Все необходимое оборудование находится в свободном доступе для воспитанников и используется ими не тольков учебных целях, но и по мере необходимости.
В каникулярное время организуется работа групп социальной адаптации, позволяющая воспитанникам проявить самостоятельность в приготовлении пищи, содержании помещений в чистоте.
На базе детского дома работают 5 детских объединений:
- Спортивная секция «Спортивные игры»
- Детское объединение творческой направленности «Сувенир»
- Детское объединение творческой направленности «Калейдоскоп идей»
- Детское объединение социально-бытовой направленности «Хозяюшка»
- Детское объединение социально-бытовой направленности «Школа ремонта»
Деятельность всех детских объединений интегрирована в воспитательный процесс и способствует личностному росту и развитию, укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению самооценки и возможности самореализации в различных видах деятельности.
Оздоровление воспитанников
В учреждении создана среда, способствующая формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков: воспитанники в полном объеме обеспечены гигиеническими принадлежностями.
Все помещения детского дома, где часто находятся дети, оборудованы антибактериологическими облучателями. Соблюдается режим проведения вакцинации воспитанников и сотрудников, согласно календарю прививок. Инструктажи по технике безопасности и правилам безопасного поведения на транспорте, общественных местах, природе проводятся регулярно. В летнее время организованы закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, спортивные мероприятия на свежем воздухе.
В группах-семьях созданы паспорта здоровья воспитанников.
Развитие детского самоуправления
Одним из направлений работы по формированию гражданской позиции в ГКОУ Либежевском детском доме «Кораблик» является развитие детского самоуправления. Детская организация «Дом» создана в 1997 году и действует по настоящее время. Высшим органом детского самоуправления в детском доме являются Большой семейный совет (проводится еженедельно) и Семейные советы четырех семей (проводятся еженедельно), на которых подводятся итоги недели, обсуждается информация о предстоящих событиях. Представители каждой семьи входят в совет детской организации «Дом».
Выстроена система взаимодействия с учебными заведениями и оказания помощи обучающимся в усвоении школьной программы. Организация самоподготовки позволяет повысить уровень успеваемости и успешности воспитанников в школе. За двумя воспитателями детского дома закреплены обязанности проведения самоподготовки воспитанников по предметам гуманитарного цикла и точным наукам.
Личностно-ориентированные технологии, используемые в воспитательном процессе
«Портфолио» позволяет визуализировать для каждого воспитанника его личностный рост, способствует самопознанию и профессиональному самоопределению, задействовано 100% воспитанников.
«Книга жизни» позволяет укреплять родственные связи, способствует нормализации эмоциональной сферы в отношениях «воспитатель-воспитанник» и выстраиванию позитивных жизненных планов, задействовано 100% воспитанников.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения
В детском доме создан медико-пихолого-педагогический консилиум, в задачи которого входит медико-психолого-педагогическое обследование вновь поступивших воспитанников, разработка индивидуальных маршрутов сопровождения воспитанников, разработка индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников.
Школа замещающих родителей
С 2010 года на базе детского дома проходит обучение кандидатов в замещающие родители, желающих принять в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Школе замещающих родителей «Ветер перемен».
Занятия в Школе подготовки кандидатов проводятся по специально разработанной программе, рассчитанной на 56 часов.
Подготовка кандидатов по данной программе помогает им разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свои силы и возможности, что позволяет более осмысленно подойти к решению вопроса о принятии ребенка в семью. Кроме того, кандидаты, посещая занятия в Школе, имеют возможность получить знания, которые помогут им в воспитании приемного ребенка, а также получить помощь специалистов после окончания Школы по вопросам трудностей преодоления адаптационного периода приемного ребенка в семье, выстраивании бесконфликтного продуктивного общения и т.д.
Передача воспитанников ГКОУ Либежевского детского дома «Кораблик» в семью в период с 2022 по 2025 годы
год |
возвращено в кровную семью кол-во детей/кол-во семей |
усыновлено кол-во детей/кол-во семей |
передано под опеку (попечительство) кол-во детей/кол-во семей |
гостевой режим кол-во детей/кол-во семей |
2022 год |
5 детей / 2 семьи |
- |
2 ребенка / 2 семьи |
7 детей / 6 семей |
2023 год |
3 детей / 2 семьи |
- |
2 ребенка / 2 семьи |
3 ребенка / 3 семьи |
2024 год |
6 детей / 2 семьи |
- |
4 ребенка / 4 семьи |
16 детей / 8 семей |
2025 год |
2 ребенка / 1 семья |
3 ребенка/ 1 семья |
1 ребенок/ 1 семья |
1 детей / 6 семей |
В настоящее время в детском доме проживает 24 ребенка из 13-ти семей.
Статус:
- Сироты – 4 ребенка из 3-х семей
- По акту об оставлении – 1 ребенок из 1 семьи
- Лишены родительских прав – 10 семей (19 детей).
Причиной лишения родителей родительских прав в 95% случаев стал алкоголизм, 2,5% - отказ в роддоме, 2,5% - отсутствие взаимопонимания между мамой и ребенком.
Результативность процесса возвращения ребенка из организации для детей-сирот в кровную семью зависит от следующих педагогических условий:
- создание в детском доме и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
- наличие профессиональной готовности педагогов детского дома к инновационной деятельности;
- реализация в детском доме программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками;
- выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка в семью.